17 июня 2016 г.
Какие первые ассоциации у Вас возникают с кружевом? Вы стесняетесь про это говорить? И не зря!
Действительно, сегодня кружево, в основном, используется для создания чувственного нижнего белья. Но было ли так всегда? Как изготавливали и использовали кружево в истории России? И какие тренды в использовании кружева есть в модной индустрии сегодня?
Вдохновленные майской экспозицией в ЦУМе, мы посетили выставку «Кружево напоказ» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, чтобы найти ответы на эти и другие интересующие нас вопросы.
Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Как оказалось, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства является одним из главных методических центров народного ремесла в России.
Лично я была здесь в первый раз и, признаюсь, была приятно удивлена увиденным: дух истории чувствуется уже снаружи, когда идешь по старой аллее к красивому особняку, в котором расположился Музей.
Как нам рассказала куратор выставки Екатерина Рычкова, по образованию технолог в области текстиля, «выставка «Кружево напоказ» встраивается в стратегическую программу Музея: «Достояние России. Традиции для будущего». Ее цель: поддержка народных промыслов, существующих сейчас или составляющих славу России. На смену Году лаковой миниатюры (2014) пришел Год резной кости. Этот год, 2016, был объявлен Годом кружева. Более 300 произведений из 8 музеев и частных коллекций представлены на большой выставке. Кроме того, проводятся тематические лекции и мастер-классы.
Всего коллекция музея насчитывает 12 тысяч экспонатов кружева, из которых на выставке были представлены лишь 100. Это российское кружево высокого класса, а также авторское кружево. В работе выставки принимало участие большое количество специалистов, в т.ч. историк моды Александр Васильев.
Как известно, сегодня основной объем кружева изготавливается машинным способом, который намного дешевле ручного изготовления. Но результат лишь издалека похож на экспонаты, представленные в музее. Поэтому выставку стоит посетить лишь для того, чтобы увидеть те прекрасные шедевры, которые создавались руками отечественных мастериц на протяжении нескольких веков, начиная с момента зарождения кружевоплетения в России в XVIII веке.
Станок для плетения кружева наиболее трудоемким способом – на коклюшках.
Станок для плетения кружева на коклюшках.
Некоторые из Вас, вероятно, знают, что существует два принципиальных метода кружевоплетения вручную: на коклюшках или крючком. Так вот на данной выставке представлены только изделия, выполненные на коклюшках. Этот метод позволяет создавать изделия из наиболее тонкой нити, почти воздушные и, вместе с тем, со сложнейшими узорами.
По задумке организаторов, экспозиция должна дать посетителям представление о том, как кружево бытовало в разные эпохи российской истории. Поэтому на выставке представлены экспонаты из исторического обихода, создающие общую картину быта того времени. Это портреты (Третьяковская галерея), костюмы (в т.ч. из личной коллекции историка моды Александра Васильева), а также другие старинные аксессуары и предметы обихода и интерьера (музеи Останкино и Царицыно, коллекция Александра Васильева и т.д.).
В отдельный зал была вынесена тема кружева в интимном белье.
Салфетка-сувенир, г. Елец. Фото: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного творчества.
Первоначально кружево было изобретено в Венеции на острове Бурано. В XVI-XVII веках оно стало элементом мужского костюма. Его использовали для создания нарядных воротников, жабо и манжетов. Только потом кружево перешло в женскую моду.
Фактически оно прошло путь от одежды священнослужителей и царского облачения в XVII-XVIII веках до сегодняшнего момента, когда оно по большей части используется в нижнем белье.
В России кружево появилось при Петре I в начале XVII века. Сначала его делали из золотой нити в царских мастерских. После утверждения европейского костюма для высших сословий кружевоплетение перешло в помещичьи усадьбы, монастыри и частные дома.
Существовало много различных видов кружева, которое различалось, прежде всего, по виду используемой нити – из льна, шелка и даже из меди и других.
Кружево Подольского района Московской области, 1880-ые гг.
Ключевую роль в развитии кружевоплетения сыграло создание первой профессиональной школы в Санкт-Петербурге в 1883 году. Мариинская школа, созданная по инициативе Софьи Давыдовой, стала оплотом развития ремесла в стране, а ее ученицы разъезжались по своим губерниям и создавали там собственные мастерские. Многие из Вас, вероятно, слышали про вологодское кружево. В августе в музее будет работать дополнительная экспозиция кружева из Вологды.
Кружевная лента работы Мариинской школы, г. Санкт-Петербург, начало XX века.
Исторические центры производства российского кружева: Москва, Вологда, Липецк, Кострома, Калуга и др.
В момент расцвета кружевоплетения в России в конце XIX века оно использовалось для торжественных случаев и в народном костюме. На портретах из Третьяковки видны многочисленные представители и представительницы российской знати в одежде с кружевными вставками.
В советское время кружево использовалось по большей части в декоративных целях.
Панно из коклюшечного кружева, Елец, 1933 г.
Декоративное кружевное панно с мотивом московского Кремля на выставке “Кружево напоказ”.
Сегодня, в модной индустрии доля кружева, сделанного вручную, ничтожно мала, и, очевидно, незаслуженно. Многие из Вас, вероятно, запомнили образ итальянской вдовы, ставший почерком итальянского бренда Dolce & Gabbana. Печальный и вместе с тем невероятно эффектный он отличается изобилием кружева – в накидках, в одежде, в отделке.
В последние годы отдельные дизайнеры пытались переосмысливать роль кружева как материала. Так, другой итальянский дизайнер Миуччиа Прада в своей коллекции FW 2008 попробовала убрать излишний сексуальный контекст, который приобрело кружево в последние десятилетия. Она сделала попытку осовременить кружево и встроить его в наше время. По мнению экспертов, именно после этой коллекции начался бум использования кружевной ткани по всему миру.
В сменной экспозиции «Российские дизайнеры» показаны вечерние платья и нижнее белье типа «бралетты», чрезвычайно популярное в этом сезоне. Свои работы представили дизайнеры Анастасия Задорина, Светлана Евстигнеева, Аполлон Байгакофф и бренд нижнего белья La Intuicion.
Вечернее платье из кружевной ткани дизайнера Светланы Евстигнеевой на выставке “Кружево напоказ”.
Вечернее платье из кружевной ткани дизайнера Светланы Евстигнеевой на выставке “Кружево напоказ”.
Костюм из кружевной ткани дизайнера Светланы Евстигнеевой на выставке “Кружево напоказ”.
Модное нижнее белье типа “Бралеты” модного бренда La Intuicion.
Куратор выставки “Кружево напоказ” Екатерина Рычкова.
Время проведения выставки: До 20 ноября 2016 г. С 10:00 до 18:00 (или позже), в субботу – с 12:00, в понедельник – выходной (точные часы работы проверяйте на сайте музея).
Адрес: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва, ул. Делегатская, д. 3 (станции метро «Новослободская», «Маяковская» или «Цветной бульвар»).
Стоимость билета: 250 рублей, льготные билеты: 20-130 рублей.
Более подробную информацию о Музее и выставке, часах работы, а также о тематических мероприятиях в рамках Года кружева Вы найдете на официальном сайте. Там же можно заказать экскурсию.
Так, например, на 25 октября 2016 г. планируется проведение конференции для специалистов по реставрации, хранению, изучению истории кружева (точные даты и программу конференции уточняйте у организаторов).
Отдельное спасибо куратору выставки Екатерине Рычковой, Марии Гореловой и другим сотрудникам Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства за помощь в подготовке данного материала.