16 мая 2016 г.
Истоки ар-деко
12 мая 2016 г. в Московском музее современного искусства (ММОМА) прошла лекция Илектры Канестри на тему «Ар-деко и мода».
Слушатели лекции Илектры Канестри об ар-деко и моде 1920-х гг. в Московском музее современного искусства.
Мероприятие прошло в здании ММОМА, расположенном на Тверском бульваре в историческом центре Москвы.
Популярный обозреватель моды и искусствовед Илектра Канестри на лекции в ММОМА.
Никитский бульвар, май 2016 г., Москва.
Слушатели лекции Илектры Канестри об ар-деко и моде 1920-х гг. в Московском музее современного искусства
Под «ар-деко» понимают декоративный стиль как совокупность приемов и элементов, используемых в архитектуре, интерьере, дизайне и графике, возникший в 20-х гг. XX века.
Свое название он получил от нашумевшей выставки „Art Decoratiff“, прошедшей в Париже в 1925 г.
Ар-деко является одним из базовых стилей XX века, наиболее востребованных в наше время. Элементы декора ар-деко можно встретить в той или иной интерпретации везде. Их отличает четкая графичность и геометричность форм и линий, избыточная декоративность. Шрифты, иллюстрации и плакаты ар-деко – яркие, дерзкие и запоминающиеся – прекрасно вписались в современный маркетинг и рекламу.
Популяризации ар-деко способствует и наличие мощного вторичного рынка на Западе – многочисленных блошиных рынков, частных коллекционеров и аукционов.
Мода на ар-деко также поддерживается усилиями многочисленных звездных поклонников. Давней поклонницей этого стиля является, например, Мадонна, среди российских светских персон – светская колумнистка Божена Рынска.
Хотя, по словам Илектры Канестри, в нашей стране этот стиль исторически не получил большого распространения (в СССР в это время правил бал конструктивизм), его изучение может быть полезным для знания моды и стиля 1920-х гг.
Чтобы понять стиль, нужно сначала понять эпоху.
И. Канестри
Время ар-деко, с одной стороны, характеризуется расцветом индустрии и транспорта, новыми научными и географическими открытиями. Так, появляются первые автомобили, начинается промышленное производство металла, первые научные экспедиции достигают Антарктиды.
С началом промышленной революции металл проникает во все сферы жизни – от транспорта до радио и личных предметов. В этот же период начинает свою работу фирма Rayban, очки которой на тот момент были абсолютным новаторством.
В этот период спускаются на воду первые круизные лайнеры, открывая доступ к путешествиям для широких слоев общества. Однако и другие виды транспорта, например, автомобильный, также активно развиваются.
В эту эпоху меняется и социальная роль женщины. Она, наконец-то, получает право работать.
С другой стороны, не нужно забывать, что 1920-ые гг. – это послевоенное время. После ужасов войны люди хотели веселиться и стереть из памяти все лишения.
Буквально за считанное время формируется новый образ жизни. Его главный постулат – красивая жизнь, стремление к роскоши и дороговизне. Ар-деко не ставит каких-то глубоких философских понятий.
Светская и культурная жизнь Европы сосредотачивается во Франции, которая, в свою очередь, находится под влиянием Америки.
На примере Парижа – это закрепление джаза и чарльстона в качестве главных танцев, повсеместный спрос на чернокожих артистов, новый формат развлечений до утра – в многочисленных ресторанах, мюзик-холлах и кабаре.
Ар-деко впитал в себя элементы больших древних культур.
И. Канестри
В 20-ых гг. происходит целый ряд географических открытий, которые будоражат общественность. Активные геологические экспедиции приводят к открытию гробницы Тутанхамона, сокровищ народов майя и ацтеков. В 20-е гг. возникает мода на африканский стиль. Другим источником образов для ар-деко является древний Рим.
Ар-деко и интерьер
Архитектура задает основы любого стиля.
И. Канестри
Стремление к беззаботной жизни и роскоши находит свое отражение и в архитектуре. Ар-деко – это первый эклектичный стиль, объединяющий наиболее яркие приемы и элементы других стилевых направлений декоративного искусства. Также в нем много геометрии, и в этом ар-деко схож с модернистским стилем.
Эклектика стилей проявляется, прежде всего, во внутреннем декоре зданий и помещений, в богатстве используемых материалов, тогда как формы зданий довольно просты.
Спрос на египетские сокровища порождает моду на архитектуру гробниц – высотную и ступенчатую.
Первые современные небоскребы в том виде, в каком мы привыкли их видеть, были построены в Нью-Йорке в 1920-х гг. В это время американские архитекторы бросаются в гонку за звание самого высокого здания мира. Стиль ар-деко становится доминирующим в конструировании высотных зданий на многие десятилетия.
Архитектурным символом ар-деко и одним из наиболее красивых небоскребов мира принято считать Chrysler Building, построенный в 1928-30-х гг.
Внутренний декор Chrysler Building, Rockefeller Center и Empire State Building, построенных в 1920-30-х гг. поражает воображение своей монументальной отделкой.
Интерьер ар-деко – это крупные рельефы и фигуры, ступенчатость, отделка камнем или золотом и использование контрастных цветов. В нем много металла. Часто используются панно из черного дерева, отсылающее к африканскому стилю.
Металл используется и в мебели ар-деко. Основными материалами для предметов декора в эпоху ар-деко выступают фарфор, стекло и керамика.
В России одним из наиболее ярких примеров ар-деко является станция метро «Маяковская», которую открыли в Москве в 1938 г. (архитектор – А.Н. Душкин).
Ардеко и декоративное искусство
Что касается изобразительного искусства, то, по словам И. Канестри, «в ар-деко нет души». На первое место здесь выходит эстетика формы.
Основоположниками нового стиля стали такие художники, как Тамара де Лемпицка, Адольф Кассандр (Adolphe Mouron Cassandre), Жан Дюпа (Jean Dupas) и Эрте. Выставка последнего на днях открылась в Эрмитаже.
В творчестве польской художницы Тамары де Лемпицка нашли отражение все идеи ардеко. Ее известные работы – картины “Зеленый бугатти”, “Портрет герцогини Ласаль”, “Маркиз”, “Ст. Мориц”.
Широкую известность получил плакат круизного лайнера «Нормандия» французского художника Кассандра.
Одним из наиболее ярких иллюстраторов, работающих в стиле ардеко, является французский художник русского происхождения Эрте (Роман Тыртов). Он занимался модной иллюстрацией для Harper’s Bazaar, создав 250 обложек и 2,5 тысячи иллюстраций. Кроме того, Эрте создавал оперные костюмы.
Отдельного упоминания заслуживает потрясающая серия иллюстраций Эрте под названием «Алфавит».
20-ые годы и ювелирное искусство
В украшениях мастера ардеко, как ни странно, обращаются к классике – бриллиантам, изумрудам и сапфирам. В них может привноситься микс из пластмассы, металла, дерева и других материалов.
Кроме того, ювелиры начинают использовать черный цвет – прежде всего, с помощью оникса и эмали.
В 20-х гг. XX века украшения становятся частью моды и специально подбираются к наряду. Цель – создать четкий цельный образ.
20-ые годы и мода
В женской моде 20-х годов одной из наиболее влиятельных фигур является Коко Шанель. Бывшая воспитанница монастыря, она удивительно подстраивается под новый образ жизни, новую динамику.
Шанель создает практичную моду – удобную в мегаполисе, для путешествий. Главными чертами ее стиля становятся прямоугольный силуэт и заниженная талия.
Она осовременила костюм и расширила функционал гардероба. В частности, Шанель изобрела двойку, новый материал джерси – не мнущийся и удобный в повседневной жизни и для путешествий.
Также она придумала принцип комплектности: одежда + аксессуары (до этого перчатки и другие аксессуары заказывались под конкретное платье).
После войны, когда женщины были вынуждены наравне с мужчинами работать на заводах, брюки упрочняют свое место в женском гардеробе. В начале 30-х гг. Шанель изобрела знаменитый твидовый костюм, который сразу начал пользоваться большим спросом.
Она привнесла графику в моду, создав черно-белые образы. До этого черный цвет носили только чиновники низшего ранга или люди в трауре.
Шанель всегда чутко реагировала на веяния времени, тогда как другие дизайнеры были еще немного в прошлом веке. Так было с духами Chanel No. 5, где она отошла от принятых канонов упаковки и облачила самый продаваемый аромат мира в лаконичную прямоугольную форму.
В современное время к ардеко обращаются много. Фильм «Великий Гэтсби» (2013) вызвал новый виток интереса к моде 20-х гг.
Среди современных дизайнеров наиболее интересными коллекциями в стиле 20-х гг., по мнению Илектры Канестри, являются Gucci 2012 и Ralph Lauren 2012.
При подготовке данного материала использовались материалы лекции Илектры Канестри и данные открытых источников в сети Интернет.
Следите за новыми лекциями на нашем сайте в разделе «Афиша». Или подпишитесь на наши новости в Фейсбуке или Вконтакте.